Иерей Иосиф Иванович Распутин — Ижемский мученик

о.Иосиф Распутин с матушкой Анисией Ивановной и детьми

Февраль 1919 года. Ижма.

23 марта 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в месяцеслов Русской Православной Церкви внесено празднование Собора святых Коми. 11 февраля (29 января по старому стилю) наряду с памятью просветителя зырян свт. Стефана Пермского, свтт. Герасима, Питирима и Ионы, Усть-Вымских чудотворцев, Святая Церковь воспоминает также 17 новомучеников и исповедников российских, в земле Коми просиявших – это священнослужители, принявшие страдания за Христа в период гонений на православную церковь в годы советской власти. Однако пока к лику святых причислены не все пострадавшие за веру. В настоящее время Воркутинская епархия собирает материалы для прославления в лике святых принявшего мученическую кончину от рук большевиков иерея Иосифа Распутина. Если вы располагаете сведениями о чудесной помощи по молитвам к мученику, сообщите нам и вы приблизите момент его прославления!

О благочестивой жизни иерея Иосифа Распутина известно следующее:

В документах архивного фонда Коллекции метрических книг о рождении, браке и смерти по Усть-Сысольскому, Яренскому и Печорскому уездам, в метрической книге Сизябского прихода Мезенского уезда Архангельской Духовной Консистории за 1867 год имеются сведения, что 6 апреля у дьячка Сизябской церкви Ивана Семеновича Распутина и законной его жены Елены Павловны родился сын Иосиф.

До того как стать псаломщиком Сизябской Благовещенской церкви Иван Семенович успел поучиться в Архангельском духовном училище и отчасти семинарии, побыть послушником Архангельского мужского монастыря. В 1858 году определен в Сизябский приход псаломщиком. 1875 года по 1896 год состоял учителем в местной церковно-приходской школе, с 1899 года состоял законоучителем в женской школе грамоты.

Сизябск — место рождения о.Иосифа Распутина.

Бакур — место служения о.Иосифа Распутина.

Иосиф Иванович Распутин окончил курс обучения в Архангельском духовном училище в 1882 году. Указом Архангельской Духовной Консистории от 21 декабря 1888 года за № 6733 назначен псаломщиком Бакуринской церкви.

26 января 1892 года рукоположен в сан дьякона. 31 июля 1894 года рукоположен в священники в Поромовский приход Печорского уезда. 27 августа 1901 года перемещен, по своей просьбе, в Бакуринский приход. С 01 сентября 1889 года по 31 июля 1894 года состоял учителем по всем предметам в Бакуринской школе грамоты. С 01 сентября 1895 года по 27 августа 1901 год состоял учителем и законоучителем Поромовской миссионерской школы грамоты, С 27 августа 1901 года по 01 августа 1910 года состоял законоучителем Бакуринской одноклассной церковно-приходской школы.

С 15 августа по 01 сентября 1895 года состоял преподавателем-руководителем по Закону Божию на краткосрочных учительских, курсах при Сизябской. 2-классной-учительской церковноприходской школе. С 01 октября 1910 года состоял законоучителем местного Бакуринского двухклассного приходского Министерства народного просвещения училища. С 01 октября 1914 года состоял законоучителем Барышевской одноклассной сельской Министерства народного просвещения училища.

С 01 октября 1917 года состоял председателем Мохченского волостного земского собрания по выбору общим собранием гласных.

Семья о.Иосифа Распутина

Фото большой семьи священника Иосифа Ивановича Распутина. (до 1912 года)

Иосиф Иванович женился на дочери Прямухина Иоанна Васильевича священника Бакуринского прихода Анисии Ивановне 1869 г.р.

Имел 9 детей: Константин, родился 05 июня 1889 года, состоял псаломщиком в Бакуринском приходе — будущий дьякон.

Анна,Алексей,Елена, Николай, родился 19 февраля 1896 года, на военной службе — будущий священник, пострадал за Христа в 1930 году.

Иоанн, родился 28 июля 1898 года, на военной службе

Тихон, родился 13 августа 1900 года, служил в почтовом ведомстве

Екатерина, родилась 15 ноября 1906 года обучалась в приходском училище

Серафим, родился 31 июля 1911 года при отце.

Овдовел 06 декабря 1912 года.

Красный террор на Печоре.

С установлением советской власти на земле Коми начались массовые репрессии.

Осенью 1918 года на Печоре орудовал интернациональный карательный отряд Морица Мандельбаума, плохо говорившего и понимавшего по-русски . Жителей Припечорья убивали по одному только подозрению в «неблагонадежности». Окрестные села подвергались тотальному разграблению. По свидетельству очевидцев, после набега шайки красных карателей под предводительством бывшего актера Мандельбаума в Ижме осталось пять лошадей, а из домашней утвари — один самовар на все село. Зато большевистский обоз с награбленным состоял из 1500 подвод, растянувшихся на 30(!) верст.

Мориц Мандельбаум, «подплывая на пароходе к селу … сперва обстреливал его из пушки, а потом уже высаживался на берег. Он рассуждал: снаряд сам должен найти кулаков и отличить их от бедняков, а ему, Мандельбауму, до этого дела нет, так как все русские – свиньи» (см. Балмасов С.С. Красный террор на Востоке России в 1918-1922 г.г. М., 2006, с. 40). Мандельбаум навел ужас на всю Печору. Окружив какое-нибудь белое селение, он сгонял всех жителей его на сход и объявлял, что мужчин он оставляет только до окончания полевых работ, после чего они вместе с детьми будут истреблены, а жены их будут оставлены в живых, так как еще «пригодятся» для красных.

Архангельская газета «Северное утро» от 9 февраля 1919 г. так писала об изгнании красных из Печорского уезда: «До освобождения от большевиков в конце ноября минувшего года Печорский край нашей губернии переживал дни сплошного ужаса. В крае неистовствовали красноармейские банды. В конце ноября партизаны из с.Усть-Вашка Мезенского уезда заняли Усть-Цильму. К ним присоединились для общей борьбы крестьяне из деревень с реки Цильмы. Эти действия добровольцев под руководством героев-офицеров принесли несчастным жителям Усть-Цильмы невыразимую радость: открылись двери тюрьмы, выпущены были на свободу сорок или более узников, которые плакали от неожиданной радости освобождения, ибо все они были перед этим приговорены большевиками к смерти. Большая часть спасенных были люди пожилые. Многие из этих несчастных людей перед тюремным заключением были подвергнуты унизительным для человеческого достоинства истязаниям: захваченных граждан пороли плетьми, затем раны их посыпали солью, смачивая водой, и снова пороли. Очевидец этих ранений, рассказывавший нам о зверствах большевиков, говорит, что он пришел в ужас, когда увидел исполосованные спины, представлявшие одну сплошную, кровавую рану… у некоторых оказались сломанные ребра, у иных оставались еще в теле пули… Уже уходя из Усть-Цильмы, большевики успели утопить двоих граждан в проруби. После Усть-Цильмы было освобождено с.Красноборск. Здесь происходили те же ужасы, что и в Усть-Цильме. Всего подвергшихся истязаниям, о которых сказано выше, было свыше 100 человек. Очень характерным является истязание большевиками Георгиевского кавалера Конона Филиппова, имевшего несколько медалей и четыре Георгиевских креста. Большевики требовали от него, чтобы он отдал им боевые награды. Герой отказался. Тогда его начали пытать: били, драли, топтали и совершенно искалечили… Убитые, изувеченные и искалеченные ограблены были дотла. У всех забрали имущество, угнан скот, отняты денежные сбережения… В дер. Галовской большевики ограбили местных жителей примерно на полтора миллиона… Издевательства и насилие соединялись с кощунством… В Галовском было запрещено звонить в колокола, и на них был наложен арест, и только после освобождения села народ выразил свою радость по случаю свержения ненавистного ига торжественным колокольным звоном… Ряд зверств большевиков испытали и села Ижма и Мохча…».

Уставшие от террора ижемцы попросили уважаемого священника настоятеля Спасского храма села Бакур иерея Иосифа Распутина отслужить молебен против новой власти… (Во время бедствия и нашествия врагов…)

А новая власть решила физически устранить священника за попытку духовного сопротивления…

Из рапорта временно исполняющего обязанности заведующего Усть-Цилемским соборным приходом священника Иоанна Серебренникова в Архангельский епархиальный совет о жертвах «красного террора» среди лиц духовного звания в Печорском уезде за первые месяцы 1919 г.: « … Священник Бакуринского прихода на Печоре о.Иосиф Распутин был схвачен красноармейцами, увезен в Ижму и там, привязанный к телеграфному столбу — расстрелян. Несмотря на мольбы жителей, его не дозволили похоронить.

Тело священника было обглодано собаками. Отец Иосиф прослужил в этом приходе 23 года, за мягкость и кротость характера был особенно уважаем прихожанами…» В заключение своего рапорта Серебренников писал: «В Ижемском районе духовенству

грозит от красных страшная опасность, и едва ли кто в них останется в живых, так как красные озверели».

О. Иосиф был арестован большевиками за якобы «контрреволюционные действия» в селе Бакур Ижмо-Печорского уезда. До того, как он был расстрелян в селе Ижма возле церкви, ему были причинены невыносимые страдания, несколько дней его нещадно избивали плетьми. Тело о. Иосифа Распутина изрубили на части и разбросали во все стороны, куски были обглоданы собаками.

Ижма — место мученической кончины о.Иосифа Распутина

Внук Константина Иосифовича Распутина Сумароков Василий Иванович предоставил все семейные фотографии и информацию благочинному Ижемского церковного округа иерею Ярославу Истомину  ̶  настоятелю Ижемского храма Успения Божией Матери. Благодаря его помощи Воркутинская епархия располагает обширным биографическим материалом о пострадавшем за Христа иерее Иосифе Распутине.

Вечная память мученику иерею Иосифу Ивановичу Распутину!

ПРОСЛАВЛЕНИЕ!

Воркутинская епархия собирает материалы для прославления о.Иосифа Распутина. Если у вас есть сведения о чудесной помощи при обращению к мученику сообщите нам и вы приблизите момент прославления.