Священномученик Владимир Соколов

Икона святых новомучеников, священномучеников Владимира (Соколова, + 1940) и Иоанна (Плеханова, +1938), написана в 2008 году к 350–летию основания Пименовского храма (работа Натальи Пискуновой)

Священноисповедник Владимир Соколов

Дни памяти:

5 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

9 сентября

Жизнь и служение о. Владимира Соколова (1883-1940) неразрывно связаны с храмом преподобного Пимена Великого. С 1907 г. он нес там послушание чтеца и псаломщика, а в 1924 г. приходский совет  выдвинул его на должность клирика. О.Владимир был рукоположен в священный сан и около 12 лет служил в храме, у него было очень много духовных детей. Он был арестован в 1937 г. по обвинению в организации выступлений прихожан против захвата храма обновленцами, осужден и отправлен в лагерь. Умер в Воркутинском лагере 9 сентября 1940 г., в день памяти Преподобного Пимена Великого.

Священномученик Владимир Соколов. Москва 1929 год.

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 12 ок­тяб­ря 1883 го­да в се­ле Алек­сан­дро­во Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ива­на Ге­ор­ги­е­ви­ча Со­ко­ло­ва. В 1898 го­ду Вла­ди­мир окон­чил За­и­ко­но­спас­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1904 го­ду – Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в те­че­ние мно­гих лет слу­жил пса­лом­щи­ком в Пиме­нов­ской церк­ви, что в Су­ще­ве в Москве.

Храм прп. Пимена Великого. Крестный ход , 1932 год. (фото из архива Н.С. Белинович, прихожанки и певчей храма в 1920-30е годы).

В 1924 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к этой церк­ви и слу­жил здесь до вре­ме­ни за­хва­та ее об­нов­лен­ца­ми. За вре­мя слу­же­ния здесь отец Вла­ди­мир был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­граж­ден кре­стом с укра­ше­ни­я­ми.

При новой власти, открыто заявлявшей о своих богоборческих устремлениях, верность Богу и Церкви значила исповедничество. Церковная жизнь в эти «окаянные дни» носила жертвенный характер. Обычные заботы по обеспечению жизни храма были своего рода подвигом. Участие в богослужении клириков и мирян сопряжено было с ежедневной и ежечасной опасностью ареста.

С 1923 по 1936 г., в самый тяжелый период открытых гонений и церковной смуты, храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках оставался оплотом православия. Сюда приходили многие православные верующие из закрытых властями или захваченных обновленцами храмов. Настоятелем храма с 1923 по 1936 г. был протоиерей Николай Бажанов (1890-1959), сумевший вызвать к жизни угасавший было приход и тщательно оберегавший его от влияния обновленцев. Протоиерей Владимир Соколов вместе с отцом Николаем и пресвитером Иоанном Плехановым и диаконом Алексием Протопоповым трудились как верные сыны Матери-Церкви, закончившие свой земной путь мучениками за веру Христову и Церковь и были впоследствии прославлены в лике святых Русской Православной Церкви.

При настоятельстве о. Николая Бажанова  в Пименовском храме начинал свое церковное служение будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1910-1990). В 1926 г. музыкально одаренный юноша, рясофорный инок Платон (в миру Сергей Извеков), имевший уже опыт управления церковными хорами, был приглашен отцом Николаем управлять большим (до 70 человек)  молодежным хором. Юный регент быстро приобрел признание прихожан и отца Николая, в семье которого он стал частым и желанным гостем, живя неподалеку, в доме номер 7 по переулку Чернышевского. Во время долгих домашних бесед были затрагиваемы разные вопросы, говорили и о предстоящем монашеском постриге. Отец Николай советовал юному иноку принять имя прп. Пимена Великого и его Небесное покровительство.

Инок Платон (Извеков).  1926-27 годы.

В день обретения мощей свт. Димитрия Ростовского, 4 октября 1927 года, инок Платон, будущий архипастырь, принял мантийный постриг с именем Пимен, что в переводе с греческого означает Пастырь, в честь преподобного Пимена Великого. После принятия пострига молодой регент продолжал управление хором в Пименовском храме до сентября 1932 г., будучи с 25 января 1932 г. уже в иерейском сане. Из-за трудностей того времени к 1932 году хор храма сократился до 13-15 человек.

По­сле то­го, как храм к нема­лой скор­би всех пра­во­слав­ных был за­хва­чен об­нов­лен­ца­ми, про­то­и­е­рей Вла­ди­мир был на­зна­чен свя­щен­ни­ком ко хра­му Пет­ра и Пав­ла, что у Яуз­ских во­рот, а 26 фев­ра­ля 1937 го­да был пе­ре­ве­ден слу­жить в храм По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри на Лы­щи­ко­вой го­ре.

При­хо­жане и свя­щен­ни­ки Пиме­нов­ской церк­ви не при­ми­ри­лись с за­хва­том хра­ма об­нов­лен­ца­ми и ста­ли хо­да­тай­ство­вать пе­ред вла­стя­ми о его воз­вра­ще­нии. 11 мар­та 1937 го­да пе­ред Пиме­нов­ским хра­мом со­бра­лось мно­же­ство пра­во­слав­ных, тре­бо­вав­ших воз­вра­ще­ния хра­ма, что бы­ло с раз­дра­же­ни­ем от­ме­че­но вла­стя­ми, и 20 ап­ре­ля 1937 го­да отец Вла­ди­мир был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му.
– Ва­ша роль в мас­со­вом вы­ступ­ле­нии ва­ших при­хо­жан в церк­ви Пи­ме­на, имев­шем ме­сто 11 мар­та 1937 го­да? – спро­сил свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
– Мас­со­вое вы­ступ­ле­ние мо­их при­хо­жан дей­стви­тель­но име­ло ме­сто, но я в нем ни­ка­ко­го уча­стия не при­ни­мал. Это вы­ступ­ле­ние бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но с це­лью воз­вра­тить нам цер­ковь Пи­ме­на, ко­то­рая неза­дол­го до это­го бы­ла пе­ре­да­на об­нов­лен­цам, – от­ве­тил отец Вла­ди­мир.
– Бы­ли ли у вас раз­го­во­ры со сво­и­ми при­хо­жа­на­ми о необ­хо­ди­мо­сти про­ве­де­ния кам­па­нии с тре­бо­ва­ни­ем воз­вра­ще­ния вам церк­ви Пи­ме­на, пе­ре­дан­ной об­нов­лен­цам?
– Да, та­кие раз­го­во­ры у ме­ня с мо­и­ми при­хо­жа­на­ми дей­стви­тель­но име­ли ме­сто и, ко­гда они ста­ви­ли пе­ре­до мной во­прос о необ­хо­ди­мо­сти до­бить­ся воз­вра­ще­ния нам от об­нов­лен­цев церк­ви Пи­ме­на, то я им го­во­рил, что, по‑ви­ди­мо­му, это бу­дет лиш­няя тра­та вре­ме­ни, так как не бы­ло еще ни од­но­го слу­чая, ко­гда бы от­ня­тые у нас церк­ви и пе­ре­дан­ные об­нов­лен­цам, бы­ли воз­вра­ще­ны нам об­рат­но, но все же, несмот­ря на это, я им со­ве­то­вал, что, ес­ли они хо­тят до­бить­ся воз­вра­ще­ния нам церк­ви, то пусть до­би­ва­ют­ся за­кон­ным пу­тем через Мос­со­вет.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что по ва­ше­му на­у­ще­нию ва­ши при­хо­жане рас­про­стра­ня­ли раз­ные про­во­ка­ци­он­ные ан­ти­со­вет­ские слу­хи, при­вед­шие к мас­со­во­му вы­ступ­ле­нию цер­ков­ни­ков 11 мар­та 1937 го­да. Вы под­твер­жда­е­те это?
– Мо­и­ми при­хо­жа­на­ми дей­стви­тель­но рас­про­стра­ня­лись раз­ные про­во­ка­ци­он­ные слу­хи, сво­див­ши­е­ся к то­му, чтобы во что бы то ни ста­ло от­нять об­рат­но цер­ковь Пи­ме­на у об­нов­лен­цев. В ко­неч­ном ито­ге это при­ве­ло к мас­со­во­му вы­ступ­ле­нию, но на это я лич­но ни­ко­го не на­у­щал и не под­стре­кал и, ко­гда ме­ня спра­ши­ва­ли, что же де­лать, чтобы воз­вра­тить храм, то я им толь­ко го­во­рил, что на­до дей­ство­вать ор­га­ни­зо­ван­но и за­кон­ным пу­тем через Мос­со­вет.
– Как бы­ла пре­тво­ре­на в жизнь ва­ша уста­нов­ка о необ­хо­ди­мо­сти ор­га­ни­зо­ван­но­го тре­бо­ва­ния воз­вра­ще­ния вам церк­ви Пи­ме­на?
– По дан­но­му мной со­ве­ту бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны две де­ле­га­ции, од­на из муж­чин, дру­гая из жен­щин, ко­то­рые ор­га­ни­зо­ван­но хо­ди­ли в Мос­со­вет с за­яв­ле­ни­я­ми, тре­буя воз­вра­ще­ния церк­ви. Ка­ких ре­зуль­та­тов до­би­лись эти де­ле­га­ции, мне до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни неиз­вест­но.
– При­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии?
– При­знаю то, что дей­стви­тель­но во­круг ме­ня груп­пи­ро­ва­лись цер­ков­ни­ки, но эту груп­пи­ров­ку цер­ков­ни­ков контр­ре­во­лю­ци­он­ной я не счи­таю. В ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
Вы­зван­ный в ка­че­стве сви­де­те­ля кли­рик Пиме­нов­ской церк­ви Ми­ха­ил То­лу­за­ков по­ка­зал, что свя­щен­ник Вла­ди­мир Со­ко­лов «по от­но­ше­нию к со­вет­ской вла­сти на­стро­ен крайне враж­деб­но… По сво­им по­ли­ти­че­ским убеж­де­ни­ям Со­ко­лов яв­ля­ет­ся за­яд­лым мо­нар­хи­стом. Наи­бо­лее за­мет­ной его ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью бы­ла де­я­тель­ность сре­ди де­тей школь­но­го воз­рас­та… Де­ло до­хо­ди­ло до то­го, что пе­ред на­ча­лом каж­до­го учеб­но­го го­да Со­ко­лов со­би­рал уче­ни­ков в цер­ковь и слу­жил спе­ци­аль­ные мо­леб­ны. Кро­ме то­го, мне лич­но из­вест­но, что Со­ко­лов хо­дил по квар­ти­рам и тай­но пре­по­да­вал уче­ни­кам За­кон Бо­жий… В вы­ступ­ле­нии цер­ков­ни­ков, имев­шем ме­сто 11 мар­та 1937 го­да, Со­ко­лов иг­рал од­ну из гла­вен­ству­ю­щих ро­лей. Еще за­дол­го до это­го вы­ступ­ле­ния цер­ков­ни­ков он под­го­ва­ри­вал по­след­них, во что бы то ни ста­ло до­бить­ся от­ня­тия церк­ви от об­нов­лен­цев… со­би­рать под­пи­си и хо­да­тай­ство­вать пе­ред со­вет­ски­ми ор­га­на­ми…»
В об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии, под­пи­сан­ном 26 мая 1937 го­да на­чаль­ни­ком Мос­ков­ско­го управ­ле­ния НКВД Рад­зи­ви­лов­ским, сле­до­ва­те­ли пи­са­ли, что «в сво­ей по­все­днев­ной прак­ти­че­ской контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти об­ви­ня­е­мый Со­ко­лов об­ра­ба­ты­вал де­тей школь­но­го воз­рас­та в контр­ре­во­лю­ци­он­ном цер­ков­ном ду­хе, вся­че­ски их за­пу­ги­вая. Устра­и­вал в церк­ви спе­ци­аль­ные мо­леб­ны, при­уро­чен­ные к на­ча­лу и окон­ча­нию учеб­но­го го­да, на ко­то­рые через ро­ди­те­лей при­вле­кал боль­шое ко­ли­че­ство школь­ни­ков. Кро­ме то­го, Со­ко­лов хо­дил по квар­ти­рам и тай­но пре­по­да­вал школь­ни­кам За­кон Бо­жий».
2 июня 1937 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД при­го­во­ри­ло от­ца Вла­ди­ми­ра к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен эта­пом в Ухт­пе­члаг НКВД в го­род Чи­бью, но здесь он про­был недол­го и был от­прав­лен даль­ше на се­вер, в Вор­ку­тин­ский ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь, ку­да при­был 22 июня 1937 го­да.
Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Со­ко­лов скон­чал­ся в Вор­ку­тин­ском ла­ге­ре 9 сен­тяб­ря 1940 го­да в день празд­но­ва­ния па­мя­ти пре­по­доб­но­го Пи­ме­на Ве­ли­ко­го – пре­столь­ный празд­ник хра­ма, в ко­то­ром отец Вла­ди­мир про­слу­жил по­чти всю свою жизнь.

Что интересно будущий патриарх (в то время иеромонах) Пимен (Извеков) тоже побывал на Воркутинской земле через 5 лет после блаженной кончины сщмч. Владимира Соколова.

В полковой красноармейской газете «За победу» 26 августа в передовице писалось: «Противник, укрепившись на заранее подготовленных рубежах, сильным огнем пытается сдержать наше наступление. Несмотря на яростное сопротивление врага, бойцы переправились на западный берег реки и закрепились там. Идет ожесточенная борьба за населенный пункт. Немцы предприняли сильную контратаку. Наши воины отбили ее»[42]. 28 августа 1943 г. операция была закончена. Но среди выживших ст. лейтенанта Извекова не нашли. В штатно-должностной книге офицерского состава полка 30 сентября 1943 г. была сделана запись: «старший лейтенант Извеков Сергей Михайлович пропал без вести 26.8.43 Мерефск[ий] р[айо]н Харьк[овской] обл[асти]»[43]. Однако о. Пимен был жив, хотя его военное командование не знало об этом. Он был направлен в госпиталь в Москву, где проходил лечение после ранения[44]. Согласно послужному списку, о. Пимен (Извеков) прошел лечение в госпитале после ранения и был комиссован из армии[45].

29 ноября 1944 года он был задержан милицией в Москве и доставлен в 9-е отделение милиции города Москвы для установления личности. Задержание было произведено за нарушение паспортного режима, т.к. у него не было нужных документов. Выяснилось, что он проживал на Сущевском валу у двух монахинь. Было предъявлено обвинение в том, что он «скрывался от ответственности под видом служителя религиозного культа». Этот эпизод остается не проясненным до сих пор. Протоиерей Виктор Шиповальников утверждал, что Патриарх Пимен не был дезертиром: «Это работа СМЕРШа», – говорил он[46].

Вероятно, зная о потеплении отношений Церкви и государства, о. Пимен надеялся вернуться к священнослужению и не пришел в военкомат после лечения в госпитале. Накануне ареста, 18 ноября 1944 г., Л.П. Берия направил записку И.В. Сталину о том, что работники госпиталей выдают справки об освобождении от военной службы без достаточных оснований[47]. Начались проверки.

15 января 1945 года военный трибунал Мосгарнизона вынес приговор: «не усматривая необходимости применения ВМН… Извекова Сергея Михайловича по совокупности совершенных им преступлений на основании ст. 193-7 п. «д» УК РСФСР лишить свободы в ИТЛ сроком на десять (10) лет без поражения в правах и без конфискации имущества за отсутствием такового у осужденного, лишив его в/звания «ст. лейтенант»».[48] Статья 193, которая называлась «Воинские преступления» и предусматривала наказание в том числе за дезертирство – от 5 до 10 лет лишения свободы или расстрел в военное время, однако применялся расстрел редко. Всего за войну за дезертирство было осуждено 376 тыс. человек. Часто это обвинение предъявлялось необоснованно.

24 ноября на встрече с архиереями участниками Архиерейского собора, прошедшего в Москве 21-23 ноября, глава Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпов заявил, что «все священнослужители, состоящие на службе в церковных приходах, освобождаются от призыва по мобилизации, независимо от возраста»[49]. О. Пимену необходимо было получить в Московской Патриархии назначение на приход, и тогда он автоматически освобождался от военной службы. Таким образом, на момент ареста, он не мог быть назван дезертиром, т.к. подлежал освобождению от службы как священнослужитель. Однако осуждение последовало.

Иеромонах Пимен был доставлен по этапу в Воркуто-Печорский лагерь (Воркутлаг) 4 марта 1945 года[50]. Условия этого лагеря были гораздо более жесткими, чем в Дмитлаге, где о. Пимен отбывал наказание в 1930-е гг. Суровые морозы, отсутствие санитарных условий и нормальной пищи обрекало на смерть большинство заключенных. Как мы видели, о. Пимену не раз приходилось смотреть в глаза смерти и каждый раз молитва и упование на Бога побеждали страх смерти. Специальность санитара пригодилась и здесь о. Пимену, в лагере он работал санинструктором. Протоиерей Тихон Стрелецкий, отбывавший здесь срок оставил воспоминания о встрече с о. Пименом: «На 102 квартале в Коми на одном участке иду я с кладбища. Смотрю, на конюшне из трубы дым идет, значит, думаю, кто-то есть внутри. Захожу в конюшню. На постели лежит жеребенок, покрыт одеялом, только голова выглядывает. Я подошел, погладил. Осмотрел я келью, думаю: здесь живет не простой человек. Обогрелся я у печки. Через некоторое время входит молодой человек высокого роста. Я ему говорю: «Почему у тебя жеребенок на постели лежит?». А он отвечает: «Это сиротинка. Его мама сломала ногу на вывозе леса, и ее по лагерному обычаю зарезали и по 10 грамм мяса раздали заключенным. Та же участь ожидала жеребенка. Я пожалел его и взял на воспитание». «Вижу, вы не простой человек, – говорю ему. «Да, я – иеромонах. В лагерях уже во второй раз»[51].

18 сентября 1945 года на основании указа Президиума ВС СССР от 7 июня 1945 года иеромонах Пимен был освобожден по амнистии для участников войны. Если бы не освобождение, то можно с уверенностью говорить, что о. Пимен умер бы в лагере. Он испытывал сильнейшие боли в позвоночнике, отсутствие медицинской помощи определило невозможность установления диагноза. Сразу по выходе из лагеря он вернулся в Москву и обследовался. Оказался, что он болен туберкулезом позвоночника. До февраля 1946 года он находился на стационарном лечении – в Московском областном туберкулезном институте (МОТИ).

По выходе из больницы, как бывший лагерник, он не получил места в Москве и вынужден был искать место служения «за 101-м километром». Помог старый знакомый и сослужитель, с которым о. Пимен познакомился в 1925 г. в Сретенском монастыре – иеромонах Серафим (Крутень). 30 ноября 1925 г. он был арестован по делу митр. Петра, прошел лагеря и ссылки и после войны стал служить в Благовещенском соборе г. Мурома, где принял схиму с именем Савватий. В 1946 г. он стал духовником Одесского архиерейского дома, а в январе 1947 г. скончался. Архиереем во Владимирской епархии епископ Онисифор (Фестинантов) 27 августа 1944 года он был хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского из вдовых протоиереев. Он и назначил 20 марта 1946 г. иеромонаха Пимена по рекомендации схиигумена Савватия в штат Благовещенского собора бывшего Благовещенского мужского монастыря. Иеромонах Пимен служил в соборе, препоясав позвоночник жестким кожаным корсетом, т.к. проблемы с позвоночником постоянно давали о себе знать.

Со­ста­ви­тель игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. До­пол­ни­тель­ный том 4». Тверь, 2006 год, стр. 161-164.

Биб­лио­гра­фия

ГАРФ. Ф. 10035, д. П-20402.
АМП. По­служ­ной спи­сок.
А.Ю. Ду­бин­ский. Мос­ков­ская ду­хов­ная се­ми­на­рия. Ал­фа­вит­ный спи­сок вы­пуск­ни­ков 1901-1917 го­дов (крат­кий ге­не­а­ло­ги­че­ский спра­воч­ник). М., 1998. С. 87.

Ис­точ­ники:

http://www.fond.ru

http://www.pravoslavie.ru/

http://www.hram-pimena.ru/