Быть верным священнической присяге до конца.
Иерей Порфирьев Никандр Егорович.
Родился 30.09.1873 года в Архангельске в семье чиновника. В Ижме был в ссылке по политической статье, влюбился в дочку купца Норицына Стефана, и он попросил ее руки, на что купец ответил: «Будешь священником, отдам за тебя».
В 1896 году закончил Архангельскую Духовную Семинарию. В 1896-1900 гг. был учителем второклассной школы в селе Сизябск Печорского уезда Архангельской губернии.
Согласно Метрической книге Ижемского прихода за 1901 год (отдел архивной работы администрации МР «Ижемский») 07.01.1901 года зарегистрирован брак Парфиньева Никандра Егоровича (1873г.р.) и Норицыной Екатерины Стефановны (1881г.р.).
20.11.1900 — по указу Архангельской ДК за №5008 определен священником в Ластинский приход Печорского уезда. 18.3.1901 рукоположен во священника к Ластинской Трехсвятительской церкви Печорского уезда Архангельской губернии, законоучитель Ластинской ЦПШ и Косъельского училища МНП.
24.1.1906 — по определению Архангельского епархиального начальства награжден набедренником. 1910 — награжден скуфьей. 1912 — июль 1915 — духовник 1-го Печорского благочиния. 15.12.1914-1.9.1917 — законоучитель в Косъельском училище МНП. 1915-1917 — член благочиннического совета. 1915 — награжден камилавкой. (1917)
Был хорошим мастером по дереву, делал столы, стулья, шкафы, канапели, и делал все это с узорами. Научил, какие грибы можно собирать, и травы,сыроежки и т.д., все еще называем «поп тшак». Судьба сложилась как у всех священников.
После 1918 года проживал в с. Ласта. Служил священником Ластинской Трехсвятительской церкви. После закрытия церкви справлял службы на дому. В 1930 году был отнесен к кулакам, арестован и состоял под следствием ОГПУ по обвинению по ст. 58-10 УК РСФСР в агитации против коллективизации. Содержался в Ижемском доме предварительного заключения. 26.04.1930 г. дело о. Никандра было прекращено, «принимая во внимание его старость». В 1933 г. привлекался к ответственности по ст. 59-12 УК РСФСР, но осужден не был.
По местному преданию — в 36-х годах был арестован и расстрелян по дороге на Ижму, а всему виной было состояние Норицына (тестя), которое якобы (определенная сумма) хранилось у дочери.
После долгих мучений и издевательств расстрелян. Расстрелом руководили местные большевики, которые хотели разбогатеть, но при обыске нашли 10 золотых монет и несколько серебряных.
Всю мебель отобрали и присвоили себе. А чтоб все это замутить, написали, что поп… разжигает торфяные залежи, тем самым отвлекает крестьян от сельскохоз работ»
Офицально — был под следствием содержался в Ижемской тюрьме. Обвинялся в том, что в 1919 г. сотрудничал с белогвардейцами, «будучи священником на протяжении ряда лет проводит к/рев.агитацию, направленную против советской власти и колхозного строительства, организуя все это вокруг церкви». Осужден 10.09.1937 года тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в селе Ижма 14.09.1937 года.
Известна судьба его близких: сын священника погиб в Великую Отечественную, жена до конца своих дней жила в избе церковного сторожа, т. к. их дом был конфискован.
История Ластинской церкви.
Постройку Ластинской трехчастной церкви с пятистенной апсидой начали в 1867 году. Большую роль в строительстве сыграли братья Василий, Автоном, Феофан и Георгий Каневы. Они привлекли к строительству и других жителей Ласты.
В 1869 году церковь возвышалась в самом центре деревни. Освящена была только в 1871 году.
До 1881 года церковь считалась самостоятельной и относилась к Архангельской епархии, в эти годы нынешняя деревня считалась волостью.
С 1881 года согласно указу Святого Синода церковь стала приходской и относилась к Ижемской волости.
При церкви была библиотека, которая насчитывала до ста книг.
С 1893 года появляется церковно — приходская школа, где первоначально учились 33 мальчика и 7 девочек.
Первым священником был Аврамов Николай Васильевич — сын причетника из Яренского уезда.
Второй священник Зуев Владимир Алексеевич — сын протоиерея Алексия Алексеевича Зуева.
Последним священником с 1900 года был Порфирьев Никандр Георгиевич, сын чиновника был законоучителем в ЦПШ. В 1906 году по определению Архангельского епархиального начальства награжден набедренником. В 1915 году он награжден камилавкой.
Никандр Георгиевич летом собирал разные травы, сушил их. Ластинцы всегда обращались к нему за помощью при болезнях. Он никому не отказывал в помощи.
Никандр Георгиевич был первым человеком в волости, который умел солить грибы, в частности волнушки.
В 1937 году после прихода к власти большевиков Никандра Георгиевича посадили в тюрьму, вскоре расстреляли.
16 июня 1936 года церковь была закрыта советской властью. С 1937 года в церкви располагается клуб. В годы Великой Отечественной войны церковь служила совхозным складом.
С главного купола снесен крест, увезен в неизвестном направлении большой колокол. К счастью, меньший колокол остался и сейчас находится в церкви.
Как сложилась судьба главной иконы храма — иконе церкви трех Святителей? На ней долгие годы стояла печь. Мастер, который возводил в церкви (точнее, клубе) печь, догадался ее перевернуть изображением вниз. Таким образом, он спас ее от страшной участи.
Сегодня икона находится в церкви и является достоянием жителей. Печально только, что икона находится… Где бы вы думали? в кладовке этой самой церкви.
Во дворе церкви сохранились и еще читаемы надгробные плиты захороненных там священнослужителей, строителей и людей, жертвовавших на ее постройку.
После посещения Ласты, в путевых заметках г-на К. появилась запись:
«Как же здорово, что я попал в эту деревню! Она самая лучшая из всех. Тут какое-то своё особое пространство. Аккуратненькие улочки с деревянными тротуарчиками, сходящиеся к деревенской площади; на площади деревянная церковь Трёх святителей, памятник воинам, волейбольная площадка. Всё чисто, ухожено… А церковь, собственно, стоит очень хорошо и особой реставрации не требует. Сохранились даже фигурные карнизы. Утрачены только завершения: храма (глава с крестом) и колокольни (шпиль). И ещё балясины на ограждении яруса звона. Примечательно, что церковь поздняя, обшитая, стандартной конструкции, но очень радует глаз. Облик её не искажён поздними наслоениями, она обнесена аккуратной оградой, и ещё у неё интересная колокольня, вырастающая прямо из трапезной. Четырёхгранный столп, сужающийся кверху, карниз, ярус звона с арочными проёмами на четыре стороны света, потом ещё один карниз с полицами и куполок…»
Какова судьба церкви Трехсвятителей с. Ласта сегодня?
Сегодня здесь все еще размещается клуб – светское, как говорят священники, учреждение. Клуб, как правило, в сельской местности является культурным центром. Здесь проходят праздники… и дискотеки. Жители села приходят на праздники, а молодежь не запрещает себе около храма, пусть даже это сегодня клуб, пить пиво, курить, сквернословить.
Школьники каждый год организуют воскресники по уборке территории всей деревни и, конечно же, церкви.
В селе многие жители – люди верующие. Многие готовы не просто высказывать свое отношение по поводу возвращения храма, но и лично поучаствовать в его восстановлении.
Школьники уже неоднократно исследовав историю церкви выступали на различных конференциях, но… Какая-то неведомая сила до сих пор препятствует положительному решению этой проблемы.
Сейчас, в век возрождения России, век, в котором недостаточно сильна национальная идея, все чаще говорим о духовности и нравственности.
Что как ни возрождение храмов может быть ценнее наше время.
Список причта Ластинской Церкви.
Священники |
|||
1883 | 1892 | Аврамов Николай Васильевич | |
1892 | 1900 | Зуев Владимир Алексеевич | |
1900 | (1917) | Порфирьев Никандр Георгиевич | |
Псаломщики |
|||
1885 | (1885) | Колчин Иоанн | |
1890 | 1898 | Канев Евфимий Гаврилович | |
1899 | (1903) | Попов Димитрий Стефанович (3) | |
1905 | (1905) | Таратин Сергий Николаевич | |
1909 | (1909) | Иванов Арсений Ильич | |
1910 | (1910) | Баранкеев Владимир Иоаннович | |
1911 | 1915 | Таратин Павел Николаевич | |
1915 | 1916 | Синцов Михаил Васильевич | |
1916 | (1917) | Канев Мартин Петрович |
Источники:
Сайт Православные приходы и монастыри севера.
Сайт Моя Ижма Миян Ижма
Сайт Ижемского благочиния