СВЯЩЕННИК В ШКОЛЕ

Игумен Рафаил (Беловолов)

Заметки с регионального этапа Рождественских образовательных чтений

За два месяца до открытия в Москве Рождественских образовательных чтений во многих областях и республиках России проходят подготовительные региональные чтения. Тема нынешнего года: «Нравственные ценности и будущее человечества»

* * *

Одно из секционных заседаний в Сыктывкаре. Перед собравшимися появляется 42-летний игумен Рафаил (Беловолов) – руководитель отдела религиозного образования и катехизации Воркутинской епархии. Его доклад называется «Опыт преподавания священнослужителем-педагогом основ православной культуры». Батюшка держит в руках распечатанный текст, но я заметил, что он так и не открыл его. Да это и не был доклад, это было живое выступление опытнейшего священника-педагога. Поэтому представляю его вам в газетном, «олитературенном», варианте.

* * *

– Каникулы и Рождественские чтения – единственная возможность у меня выехать из Воркуты. Сейчас СМС-сообщение пришло, меня спрашивают: «Вас нет, кто будет уроки вести?» Отвечаю: сделайте видеозанятие, включите кинофильм «Щенок» (замечательный фильм детского телеканала «Радость моя» про дружбу и изменение отношения к людям) – всё равно хотели с детьми посмотреть.

Так вот. В Воркуте число выбравших учебный модуль «Основы православной культуры» (в курсе ОРКСЭ) в корне отличается от Сыктывкара и других районов. По итогам последних родительских собраний уровень ОПК перевалил за 70 процентов!

Я услышал, что причиной низкого уровня в районах называют давление со стороны администрации. Не согласен, что этот фактор сегодня решающий.

Да, в своё время, когда только начинали вводить курс ОРКСЭ, было письмо министра образования Республики Коми всем начальникам управлений образования, в котором рекомендовалось выбирать только один модуль – светскую этику. Когда мне это письмо показали, я тут же обратился к владыке Питириму, говорю: «Смотрите, какой подлог, какое предательство!» А он говорит: «Не может мой друг так поступить». Но это так.

Чиновники тогда всё очень красиво объяснили благими намерениями. Но мы знаем, что такими намерениями вымощена дорога куда?

Или вот на встрече с педагогами ОРКСЭ в Инте один из представителей администрации сказал: «Ой, только, пожалуйста, не надо про Бога». Но мы же помним у Булгакова. «Вы, помимо всего прочего, ещё и не верите в Бога?» – спрашивает Воланд, повелитель сил тьмы. «Да, мы не верим в Бога… – отвечает Берлиоз. – В нашей стране атеизм никого не удивляет, большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о Боге». «Позвольте вас поблагодарить от всей души… За очень важное сведение», – отвечает Воланд.

Так можно и дальше идти, по классику: если Бога нет, то всё дозволено. Об этом писал Достоевский в «Братьях Карамазовых». Я вообще часто вспоминаю слова писателя: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Понимаете, сегодня идёт духовная война: на передовой – дети, они как штрафной батальон. Да, я понимаю, вы скажете, что Церковь отделена от государства и школа от Церкви – кстати, этот декрет за подписью Владимира Ильича Ульянова отменён ещё постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 года. В своё время первому наркому просвещения РСФСР Луначарскому писали: не убирайте предмет Закон Божий, это единственное, что есть духовное в школе – только в нём есть разговор о совести.

Сегодня на уроках, когда мы со школьниками говорим о совести, я не читаю им Закон Божий. А что делаю? Я им включаю песню:

Слышу голос
из прекрасного далёка,
Он зовёт меня
в прекрасные края.
Слышу голос, голос
спрашивает строго:
«А сегодня что
для завтра сделал я».

Спрашиваю детей: «О чём песня? Что это за такой голос, которому я “клянусь быть чище и добрее”? Что это за “дорога, на которой нет следа”?» Хорошая советская песня о голосе совести, который призывает к изменению.

А теперь о том, что же, кроме административного ресурса, может повлиять на выбор родителями курса ОПК. Я веду уроки православной культуры в восьми школах уже много лет, у меня четыреста двадцать детей. Приведу один пример. Первая гимназия города Воркуты, посёлок Воргашор. Провожу собрание с родителями: показываю практические вещи, которые использую во время уроков, знакомлю с учебниками по всем модулям, и по светской этике в том числе, рассказываю все плюсы-минусы. Родители с интересом слушают. По итогу собрания радостные родители пишут заявления о выборе основ православной культуры, вот-вот поставят подписи, вдруг слышу: «Простите, последний вопрос: кто будет преподавать?» Я говорю: «Замечательная учительница – Майя Васильевна». У родителей тут же падает настроение. Говорят: «Мы так не хотим». Я: «Кто же вам нужен?» Родители: «Вы». А я пять дней в неделю преподаю, а после обеда – колония, наркология, психиатрия. В субботу-воскресенье я в храме служу. У меня последний выходной был в августе. Я им объяснил, что не могу разорваться. Родители расстроились, разошлись. На следующий день я узнал, что из-за моего отказа гимназия перешла на светскую этику. Тогда я иду к своему младшему брату, отцу Павлу: «Паша, выручай!» На основании первого своего образования, юридического, отец Павел прошёл курсы повышения квалификации в КРИРО. Преподаёт теперь в шести школах, одновременно учась на отделении религиоведения в университете.

Занятие с детьми в одной из воркутинских школ

Забыл сказать: мусульмане и протестанты у нас выбирают православную культуру, поэтому я порой вношу немного восточного колорита. На теме «Семейные традиции» девочка нарисовала горы, барашка и подписала: «Курбан-байрам». Я показываю её рисунок всему классу и рассказываю про жертвоприношение Авраама, когда он готов был отдать Господу своего сына Исаака. И добавляю: в восточной традиции это воспоминание называется Курбан-байрам. Дети из Азии сидят радуются: про их праздник говорят.

Да, мы преподаём в светском учреждении. Как ко мне обращаются: отец Рафаил или Олег Алексеевич – для меня не принципиально. Для меня важен результат. Когда в стране прокатилась волна подростковых суицидов, я стал бить во все колокола – провёл во всех двадцати школах воркутинского района собрание и сказал педагогам, родителям и детям: «Давайте меняться, мы вам не враги, а коллеги, друзья и сподвижники».

Сколько раз я слышал открытым текстом: стройте себе религиозные школы и там преподавайте свою религию. Но я-то знаю, что за враг погружает мир в бездну. И если я один буду бороться, то я в поле не воин. Поэтому мы с вами должны быть по одну сторону баррикад. В Воркуте это уже поняли, хочу, чтобы поняла вся республика, другого пути просто нет – только вместе, только сообща. И в рамках закона РФ об образовании. Настоящий педагог тот, который верит в нашу победу, верит в светлое будущее и, надеюсь, верит в Бога.

* * *

Выступление о. Рафаила очень тронуло участников, преподаватели между собой стали бурно делиться мнениями. Несомненно, появились и вопросы батюшке.

– Должен ли преподаватель ОПК непременно быть воцерковлённым? – спрашивает женщина-педагог.

– Вы ставите знак равенства между словами «воцерковлённый» и «верующий»? – вопросом на вопрос отвечет о. Рафаил и продолжает: – Представьте, учитель православной культуры рассказывает детям о заповедях. Доходит до четвёртой. Я на этой теме детям говорю: «Продолжите фразу: шесть дней работай, один день… что делай?» Дети хором: «Отдыхай!» Седьмой день посвяти Господу, как мы знаем. Так вот, человек, который соблюдает эту заповедь, воцерковлённый. А можно быть верующим, но не следовать заповедям. Тогда как можно учить тому, чему мы не следуем?! По долгу службы мне приходится быть в самых разных учреждениях. И знаете, какое из них самое грустное? Женская консультация. Сколько раз я там сталкиваюсь с интеллигенцией, которая идёт на аборт. Потому что мусульман там нет, протестантов тоже.

Мы живём в уникальной республике, крае, который образовал Стефан Пермский. В честь него названа в столице центральная площадь, на которой нет памятника святителю, но стоит Ленин. Можно ещё много фактов приводить. И это называется лукавство, которое настолько стало догмой нашего общества, и касается оно и верующих: верим, но на словах. «Вера без дел мертва», – говорит апостол Павел.

«Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, поэтому преподавать подобные дисциплины должны хорошо подготовленные люди – это либо теологи, либо священники». Это слова нашего Президента, сказанные в 2012 году о преподавании в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики». «Хорошо подготовленные»! Ещё десять лет назад я подошёл к владыке Питириму с предложением отправить молодых священников получать педагогическое образование и идти туда, куда нам должно идти, – в школу. Как мы знаем, святой Иоанн Кронштадтский всю жизнь ездил по России. Но при этом регулярно 2-3 часа в неделю он вёл уроки в гимназии и реальном училище Кронштадта на протяжении сорока двух лет.

* * *

При первой же возможности переговорить с батюшкой задаю ему несколько вопросов.

– Преподаёте вы, как говорите, давно. А что преподавали, когда не было ОПК?

– В 99-м начинал с предмета «Закон Божий: введение в религиоведение» в кадетских классах двух школ. Этот предмет был одобрен министром образования республики Садовским. Окончил я ПСТГУ, тогда это был институт, прошёл педагогическую переподготовку при Институте повышения квалификации учителей.

– Вы за то, чтобы основы православной культуры преподавали священники, верно?

– Только священники. Подчёркиваю: только они. И то не все, а священники-педагоги. Форма одежды, в которой они будут приходить на уроки, значения не имеет, мне важно, чтобы батюшки наши проснулись. Государство к нам обращается: приходи, помоги, поддержи! А мы опять в стороне: пусть миряне преподают. Почему они? Сам Бог велел нам преподавать. Более того, я за то, чтобы сельские священники получали соответствующее образование и преподавали не только ОПК, а историю, географию, если надо – биологию. Не надо этого стесняться. Ведь до революции кто преподавал в церковно-приходских школах? Священники. Это и будет возвращением Церкви в школу. В рамках закона РФ об образовании мы можем вернуться – не в подряснике с крестом, а в статусе педагога, дипломированного специалиста, который будет заполнять нишу духовно-нравственного воспитания. В докладе я не стал говорить о негативном опыте, который имеется в регионах, а он есть. В Центральной России пригласили как-то батюшку на один урок ОПК. Светская школа: батюшка приносит с собой раку с мощами, ставит её на учительский стол и говорит: «Дети, сегодня я вам расскажу о святых и научу вас поклоняться мощам». Это был первый и последний раз, когда в ту школу ступала нога священника. Естественно, что светскость образования подразумевает культурологическое преподавание: мы говорим о Боге, о заповедях, мы – носители информации. А религиозный опыт – за пределами школы: в семье и в храме. И мы, священнослужители с педагогическим образованием, должны воцерковить современное образование. Именно воцерковить, то есть рассказать о Церкви, о Боге, о Христе. И тогда будет результат.

– Как вы держите дисциплину в больших классах городских школ?

– У меня на уроках 25-30 человек, и дисциплина нормальная, как и на службах в местах лишения свободы, где до ста человек приходит. Я не повышаю голоса на детей – всё только за счёт живого интереса. Мои уроки – это не вялое преподавание с учебника. Только живая речь и живые примеры. У ребёнка горят глаза, он сам хочет общаться на эти темы и тянет руки. Для этого самому гореть надо, ведь «педагог» с древнегреческого – «тот, кто ведёт ребёнка». Если слепой слепого поведёт, куда они попадут? – в яму. А хороший священник-педагог знает, куда ведёт. Сегодня в школе не хватает учителей-мужчин, поэтому священник может частично эту нишу занять.

– Основы православной культуры преподаются в 4-м классе, человек же формируется ещё несколько лет…

– Преподаю ли я в других классах? Я отвечу: ещё как. Я веду ОПК в четвёртых классах и постоянно провожу классные часы на духовно-нравственные темы с 5-х по 11-е классы. Как только в любом из классов возникает проблема, я иду туда. Для себя я вижу такой оптимальный вариант: за одной школой закреплён один батюшка. Это идеал. И пусть он преподаёт там всего несколько часов в неделю, но чтобы приходил регулярно. У меня младший брат, как слышали, тоже работает в разных школах, старший, игумен Николай, занимается интернатами. Важно, чтобы священники трудились все и везде. Говорят, что священник, оформленный в церкви, по закону преподавать в школе не имеет права. Спросите, где лежат мои документы о трудоустройстве. По трудовому договору я работаю в школе, в церкви же не оформлен. Поэтому когда жалуются, что священник преподаёт, им дают ответ про меня: он официально учитель ОРКСЭ школы № 39 города Воркуты.

На празднике в воскресной школе Иверского храма Воркуты.

.

Статья в газете Вера-Эском «Священник в школе».

(388)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *